Отчет о горном походе 1 к.с. "Архызская восьмерка", август 2017 г.
Автор: Валерий Посыпайко, г. Донецк
Отчёт о прохождении маршрута
1 к.с. по Зап. Кавказу (Архыз),
совершенном с 28 июля по 13 августа 2017 г.
"АРХЫЗСКАЯ ВОСЬМЕРКА"
Справочные сведения о походе
Список сокращений
вер. — вершина
выс. — высота
г. — гора
ГУ — горный участие (с указанием категории сложности похода)
ГР — горный руководство (с указанием категории сложности похода)
ГР — горный руководство (с указанием категории сложности похода)
дол. — долина
м/н — место ночёвки
ор. — орографически
пер. — перевал
р. — река
рад. — радиально
р-н — район
т/б — турбаза
ПВД — поход выходного дня
пос. — посёлок
пол. — поляна
пол. — поляна
ПСП — поисково-спасательное подразделение
ПУ — пешеходный участие (с указанием категории сложности похода)
ПХВ — полное ходовое время
ПХД — по ходу движения
СТ — спортивный туризм
СО — спортивное ориентирование
ЧХВ — чистое ходовое время
Краткая справка
Вид туризма: горный
Категория сложности похода: первая
Проводящая организация: Клуб спортивного туризма и ориентирования» (г. Донецк)
Количество участников: 5 человек
Руководитель: Посыпайко Валерий
Район проведения: Западный Кавказ, Карачаево-Черкесская Республика, Архыз
Сроки проведения: с 28 июля по 13 августа 2017 года
Продолжительность: 12 дней — ходовая часть (16 дней — общая)
Пройденное расстояние: 95,0 км (114,0 км с коэф. 1,2)
Основные препятствия: 8 перевалов 1А, 1 вершины 1А (г.
Речепста радиально с пер. Речепста.
Максимальная высота: 3201 м
Минимальная высота: 1577 м
Максимальная высота ночёвки: 2800 м (стоянка напротив под пер. Иркиз)
Суммарный набор высоты: 4825 м
Суммарный сброс высоты: 4638 м
Примечание: здесь и далее высоты приводятся
согласно данным мозг-навигатора.
Схема маршрута
Схема маршрута
Фактический маршрут:
пол. Таулу - база МЧС - турбаза "Романтик" - пер. Федосеева (2987м, 1А, ос) - пер. Агур (2968 м, 1А, ос) - пер. Мылгвал (2960 м, 1А, ос) - оз. Мылгвал - оз. Лазурное - оз. Кяфар - ущ. р. Кызычук - пер. Речепста (2892 м, 1А*, ос) - вер. Речепста (3215 м, 1А, ос) (радиально) - ущ. р. Речепста - ущ. р. Дукка - пол. Таулу - оз. Айтмайтлы-Джагалы - Софийские озера - пер. Кельауш (2880 м, 1А, ос) (радиально) - пер. Иркиз (1А, ос-ск, 2880 м) - пер. Баш-Джол (1А, сн - ос, 3050 м) (снежные занятия) - ущ. р. Псыш - ущ. р. Аманауз - пер. Браконьеров (1А, сн - ос, 2950 м) (радиально) - ущ. р. Аманауз - ущ. р. Псыш - пол. Таулу.
Схема (трек) пройденного маршрута.
График похода
Дата
|
День
|
Участок маршрута
|
ЧХВ
|
ПХВ
|
Путь(км)
|
Набор (м)
|
Выс. ноч. (м)
|
28.07
|
Отправление поезда из Киева в Рубежное.
|
||||||
29.07
|
Такси от Рубежного до Мелового, граница, поезд Чертково - Невинномысск.
|
||||||
30.07
|
Автобусом от Невинномысск до поворота на пол. Таулу, пешком до пол. Таулу
|
||||||
31.07
|
1
|
п.н. - база МЧС - турбаза "Романтик" - подход под пер. Федосеева |
5:25
|
9:40
|
11,0
|
+873
|
2450
|
01.08
|
2
|
п.н. - пер. Федосеева (2987м, 1А, ос) - пер. Агур (2968 м, 1А, ос) - пер. Мылгвал (2960 м, 1А, ос) - оз. Мылгвал
|
3:16
|
7:20
|
6,0
|
+537
-200
|
2800
|
02.08
|
3
|
п.н. - оз. Лазурное - оз. Кяфар - ущ. р. Кызычук
|
5:33
|
9:20
|
10,0
|
+200
-600
|
2400
|
03.08
|
4
|
п.н. - пер. Речепста (2892 м, 1А*, ос) - вер. Речепста (3215 м, 1А, ос) (радиально) - ущ. р. Речепста
|
4:66
|
10:00
|
6,0
|
+492
-792
|
2100
|
04.08
|
5
|
п.н. - ущ. р. Дукка
|
2:66
|
4:30
|
6,0
|
-324
|
1776
|
05.08
|
6
|
дневка
|
|||||
06.08
|
7
|
п.н. - ущ. р. Дукка - пол. Таулу - оз. Айтмайтлы-Джагалы
|
6:30
|
11:30
|
21,1
|
+723
-199
|
2300
|
07.08
|
8
|
п.н. - Софийские озера - пер. Кельауш (2880 м, 1А, ос) (радиально)
|
2:00
|
5:00
|
3,2
|
+500
|
2800
|
08.08
|
9
|
п.н. - пер. Иркиз (1А, ос-ск, 2880 м) - пер. Баш-Джол (1А, сн - ос, 3050 м) (снежные занятия) - ущ. р. Псыш
|
4:00
|
10:00
|
9,0
|
+250
-1350 |
1700
|
09.08
|
10
|
дневка
|
|||||
10.08
|
11
|
п.н. - ущ. р. Аманауз - пер. Браконьеров (1А, сн - ос, 2950 м) (радиально)
|
4:00
|
9:00
|
7,0
|
+1250
-450 |
2500
|
11.08
|
12
|
п.н. - ущ. р. Аманауз - ущ. р. Псыш - пол. Таулу
|
4:00
|
10:00
|
16,0
|
-923
|
1577
|
12.08
|
13
|
Автобусом от поворота на пол. Таулу до Невинномысска. Поезд Невинномысск - Чертково.
|
|||||
13.08
|
14
|
Граница. Такси от Мелового до Рубежного. Поезд Рубежное - Киев
|
|||||
14.08
|
15
|
Прибытие в Киев
|
Состав группы
Организация и проведение похода
№
|
Ф. И. О.
|
Год рождения
|
Туристская подготовка
|
Обязанности в группе
|
1
|
Посыпайко Валерий Владимирович
|
1983
|
4ГУ (Кавказ, Балкария-Безенги), 3ГР (Кавказ, Приэльбрусье), 1-й разряд по СТ, 1-й разряд по СО
|
руководитель,
финансист |
2
|
Посыпайко Наталия Александровна
|
1986
|
3ГУ (Кавказ, Приэльбрусье)
|
завхоз, медик
|
3
|
Кия Денис Дмитриевич
|
1982
|
ПВД
|
хронометрист
|
4
|
Губский Артем Эдуардович
|
1979
|
ПВД
|
фотограф
|
5
|
Решетняк Виктор Витальевич
|
1983
|
2ГУ, 1-й разряд по альпинизму
|
консультант по технике альпинизма
|
Организация и проведение похода
Общая информация
Особенности района
Кавказ в целом — один из наиболее бюджетных и близких к
Киеву центров горного туризма. В связи со сжатыми сроками похода и для
обеспечения разнообразия препятствий был выбран район с близко
расположенными перевалами 1А и удобной транспортной доступностью. Архыз
помимо множества несложных перевалов также примечателен тем, что
является хорошо освоенным туристическим районом, поэтому есть немало
подробных отчётов, в том числе последних лет, а на пути можно встретить
много других групп туристов, которые могут оказать помощь в
непредвиденной ситуации. Наличие базы МЧС в самом центре района также
существенно помогает в таких случаях.
База МЧС (Архызское ПСП) расположена на берегу р.
Архыз в 3 км выше его слияния с р. Псыш. На
базе можно оставить заброску и набрать чистой воды, а рядом с ней —
переночевать на небольшой обустроенной поляне со столом и электрической
розеткой. Актуальный на 2017 год телефон держурного — +7(963)286-12-67 (Билайн). Оперативный дежурный ПСО Черкесск – +7(878-2) 23-90-60.
Карачаево-Черкесская республика находится на границе с
Абхазией, поэтому часть территории Архыза требует для посещения
пропусков, согласованных заранее (за 60 календарных дней до прибытия для инстранных граждан). Точные границы
зоны особого контроля могут изменяться, например, ранее пропуск в
погранзону требовался для прохода к пер. Караджаш, но вот уже несколько
лет как в Софийское ущелье проход инорстранным гражданам разрешён без предварительного
оформления. Пропуска выдаёт
Пограничное Управление ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике по
адресу 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул.
Доватора, д. 84 б. Получить информацию о необходимости пропусков для
прохождения конкретного маршрута можно там же по тел.
+7 (8782) 26-41-33.
Информацию о порядке получения пропусков можно прочитать: https://www.gosuslugi.ru/43708/2/info
Доступная для посещения территория определяется также и природоохранными ограничениями. Дол. р. Кизгыч входит в Тебердинский заповедник, поэтому посещение её туристами запрещено. Об этом среди прочего напоминают информационные плакаты на территории Ледниковой фермы. Природной особенностью Архыза в летнее время является высокая вероятность дождей во второй половине дня, которая компенсируется стабильно хорошей погодой в первой половине, т. е. в наиболее продуктивное ходовое время при условии ранних подъёмов.
Доступная для посещения территория определяется также и природоохранными ограничениями. Дол. р. Кизгыч входит в Тебердинский заповедник, поэтому посещение её туристами запрещено. Об этом среди прочего напоминают информационные плакаты на территории Ледниковой фермы. Природной особенностью Архыза в летнее время является высокая вероятность дождей во второй половине дня, которая компенсируется стабильно хорошей погодой в первой половине, т. е. в наиболее продуктивное ходовое время при условии ранних подъёмов.
Хороший уровень сигнала мобильной связи наблюдается
только в пос. Архыз, на базе МЧС, в пос. Романтик, по всему ущелью р. Архыз, на поляне Таулу связь нестабильная,
лучше всего сигнал держится в самой близкой к пос. Архыз части — на
дороге возле моста через р. Псыш. Слабый сигнал есть на пер. Федосеева и
пике Динника.
Как и во многих других горных районах часто
встречаются дублирующиеся названия, что может создать некоторые
трудности при поиске или передаче информации. Помимо разного написания
одних и тех же слов, например, через дефис или слитно, на разных картах
некоторые объекты могут называться совершенно по-разному. Так на одних
картах р. Дукка является правым притоком р. Архыз, на других же левый
приток называется Речепста и только ниже слияния река получает название
Архыз. Нередко название пик Динника носит вершина, называемая ложной, а
истинный пик обозначен как пик Динника Московский (хотя в то же время
восточнее есть вершина, носящая название пик Московский). Пер. Кёльауш
зачастую дублируется названием Крутой, а пер. Столичный названием
Баш-Джол. Встречается и обратная особенность: связка устоявшихся
однозначных названий, необычных несовпадением друг с другом. Можно
заметить, что под г. Пшиш протекает р. Псыш, долина которой вопреки
привычной традиции называется совершенно иначе — дол. Иркис, а созвучный
этому названию пер. Иркиз расположен, хоть и неподалёку, но по другую
сторону водораздела.
Транспортная доступность
Ближайшая к Архызу железнодорожная станция поездов
дальнего сообщения – Невинномысская (стоимость проезда в плацкартном
вагоне до Невинномысска от Чертково — около 2,0 тыс. руб. в одну сторону,
время в пути — около 12 часов). Через эту станцию проходят не только
московские поезда, чем и воспользовался один из участников, отправившись
после похода домой в Сочи прямым поездом. Дорога от Невинномысска до
Архыза занимает около 4 часов на автобусе. Кисловодск находится на таком же
расстоянии от Архыза, но для проезда обычно не используется, т. к.
требует больше времени провести в поезде и, вероятно, в машине,
поскольку кратчайшая автотрасса от Кисловодска имеет значительно меньшую
ширину. Заметно дальше в том же направлении расположены Минеральные
Воды, этот пункт пересадки на автомобильный транспорт пользуется
популярностью ввиду наличия в городе аэропорта.
В виду малой группы от Невинномысска до Архыза добирались общественным транспортом. Информация взята с ресурса: http://arhyz-resort.ru/bus/ Стоимость проезда в 450 руб с человек с учетом багажа. Также в случае необходимости можно добираться до Архыза следующим образом: Невинномысск - Ивановское (городская маршрутка), Ивановское - Зеленчукская (ставропольские мартшрутки), Зеленчукская - Архыз (такси - 900 руб за 4 местное авто).
Газ покупали в "Спортмастере" в Невинномысске фирмы "Следопыт" - 5 цанговых баллонов по 65 руб., 1 цанговый баллон по 90 руб. На заправку купили 3 литра бензина марки 92 для примуса Шмель-1. Основной горелкой был примус, запасной была газовая горелка с удобным цанговым переходником. Примус показал себя в походе отлично, осталось в итоге 1 литр бензина и 3 газовых баллона.
Стоить заметить, что в прежние годы возможность проезда на автомобиле
выше т/б «Романтик» существенно зависела от сезона, однако теперь
асфальт проложен до самого слияния р. Дукка и р. Речепста, поэтому
заброска в популярную точку начала маршрутов теперь доступна в любую
погоду и не отличается по стоимости от поляны Таулу.
Стоимость и
возможность доставки до Ледниковой фермы не уточнялась, но автомобильная
дорога в том направлении есть и активно используется для доставки
джипами экскурсионных групп.
Заброска не делалось в виду сбалансированного подхода к весу продуктов (никаких тушенок, сгущенок и т. д. в жестяных банках, на смену колбаса, сгущенка в полиэтилене ) и составу участников.
Цели маршрута и тактические идеи
Основная цель этого похода — во-первых провести разминку бывалых туристов, во-вторых приобщить к горному туризму новичков КСТО "Архар", открыть для себя новые и ранее невиданные перевалы, озера, ручьи хребта Абишира-Ахуба в Архызе. В связи с высоким уровнем личной физической
подготовки участников выбран интенсивный формат, не совсем характерный
для первого похода: довольно длинные дневные переходы и сжатые общие
сроки (задача — пройти маршрут 1 к.с. за 12 дней).
Выбор маршрута
В связи с задержкой выдачи погранпропусков было принято решение пройти поход в виде двух колец: по хребту Абишира-Ахуба и по Софийскому хребту.
Альтернативные и аварийные варианты
Альтернативные и аварийные варианты не рассматривались, так как в случае аварийной или другой ситуации с маршрута можно сойти на любом участке маршрута
Комментарии