День 5. Пещерные люди.

Отчет о пешем походе 3 ст. сложности "Бахчифорос", май 2019 г.

Для тех, кто любит походные байки:
Фотографы: Вирочка Вывирчук, ЕвПос, ФотоПох(http://SergeyGovorov.ru)

День 5. Пещерные люди.

Предрассветные сумерки. Тревожный крик ночных обитателей Алимовой балки постепенно умолк, на смену пришли трели «райских» весенних птиц.
«Я в Раю?» - спросил себя РукПох, открыв утром глаза.

«Подъем, несем тарелки и кружки, лежибоки!» - донеслось откуда-то извне.
«А, точно, я в походе.» - подумал РукПох.
Группа поднялась довольно быстро. Сборы и вот разбойники Алимовой балки готовы к выходу. В четверть одиннадцатого группа РукПоха выдвинулась вперед на плато г. Топчи в направление скалы Кубышка. Группа ЕвПоса выдвинулась чуть позже, но темп их группы был немного выше, так как средний возраст юных туристов в данной группе был на один годик больше, а это в масштабах гор – показатель.
Вирочка Вывирчук в этот день собралась быстрее всех детей в группе РукПоха и даже некоторых взрослых. Это был ее третий серьезный поход по Крыму в ее-то шесть с лишним лет.
Вместе с Нипой Вирочка с рюкзачком, в котором был ее спальный мешок, шла довольно быстро, не отставая от группы. На шее у нее висел старенький фотоаппарат, который ей родители подарили, чтобы Вирочка могла фоткать все, что ей понравится.
Чик – скала Аледин-Акай-Кая.
Чик – РукПох с Раиской Мняю.
Чик – Нипа с рюкзаком.
 Вот так юный фотожурналист, по-немецки Шрайбикус, делала свой фоторепортаж.
 Выйдя к развилке Лес Касле-Перевал Тиберти-Алимова балка группы ЕвПоса и РукПоха двигались друг за дружкой. Через Змеиную балку группы спустились в долину реки Бельбек. Далее у села Большое Садовое (Кучук-Сюйрен) группы перекусили тем, что Бог дал и завхоз.
Кучук-Сюйрен в переводе означает малый осколок скалы. Село находится у подножья трех мысов, обрывающихся отвесными скальными обрывами вниз. На самом крайнем мысе (самый близкий к реке) сохранились средневековые укрепления и руины башни Сюйренской крепости, в балке между вторым от реки Бельбек и третьим мысом находится восстановленный древний пещерный монастырь Святого Феодора Стратилата или Челтер-Коба (в переводе Пещера-Решетка).
После обеда забрели по дороге в магазин, по хлеб, по мороженое детям и за прочей провизией.
Далее двинули в сторону Челтер-Кобы, так как в данной местности вода была только там. Встретив пару групп туристов, а также лжетуристов, которые напились пива возле магазина, опустили руки, ноги и рюкзаки. Достали свои телефоны и вызвали такси до Мангупа и на нем укатили. Это было весело наблюдать.
Через переход мы вышли к Челтер-Кобе, пройдя монастырь, полюбовавшись пейзажами, мы обогнули через родник овраг и разбили бивуак на ровных площадках внутри небольшого грота, так мы из туристов превратились в пещерных людей. Место конечно красивое, но за детьми глаз да глаз, так как рядом с гротом были обрывистые склоны оврага.

День 4. Папа! я устала.

Первый пешеходный день. Утро ясное, Вики, Арт и Дара приготовили походный завтрак. Наши жители Иосафатовой долины с хмурыми лицами повылазили из палаток. Было тяжело одолевать утренние горы в тарелках, но рубеж взят, особенно детворой. Горячий чай и кофе окончательно развеял дремоту, лагерь начал скручиваться в рюкзаки. В 10-00 были все собраны.
Глец-Гоу. И караван побрел на Качи-Кальон.
На источнике Газы-Мансур пополнили запасы воды, так как до самого Качи-Кальона воды не ожидалось. РукПох и Раиска Мняю шли вместе, рассказывая всякие истории. Их постепенно обогнала вся группа, кроме Энжи и Элис. Поднявшись на плато, группа взяла курс на турстоянку Бешик-Тау. Через один переход дошли по стоянки, тут РукПох вспомнил как на этой стоянке в 1998 года собака украла у группы кусок сала, сейчас не те собаки пошли, да и сало не то.
На горизонте появились они – группа ЕвПоса. Все бодряком, Ван, Максус, Гор и Сонита расплылись в улыбках. Теперь только путь вперед, назад дороги нет.
РукПох оттрубил подъем и группа двинула вперед по плато. Слева по ходу движения виднелся островок Тепе-Кермена – древнего пещерного города на вершине скальной горы, по одной легенде это была то ли крепость, то ли монастырь, но известно, что в одной из пещер есть сохранившийся храм Готов. Каким образом готы оказались здесь, и зачем они пришли в Крым, никто не знает, но загадка на то она и загадка, чтобы когда-нибудь отыскать ключ к разгадке.
Папа! я устала. Раиска от монотонности заскучала. Благо есть у нас друзья: Бременские музыканты, Крокодил Гена с Чебурашкой, Антошка, Кораблик Чижык, они впоследствии не раз нас выручали.
Тем временем минули овраг, разделяющий плато Караул-Тепе и Кыз-Кермен. Кыз-Кермен (девичья крепость) – плато напротив Тепе-Кермен, когда-то здесь было поселение, это был сторожевой пост, охранявший торговый путь из Херсонеса в Тмутаракань.
Через 2 перехода после Бешик-Тау группа начала играть с РукПохом в игру «растянуться, пока кто-нибудь не потеряется». В итоге договорились останавливаться и собираться возле крупных развилок, а на мелкие тропинки и дорожки не сворачивать.
К обеду группа вышла к Скиту Анастасии Узорешительницы, пещерному монастырю вблизи Качи-Кальона. Качи-Кальон – это пять естественных гротов в скальной стене каньона реки Кача. Здесь еще в те времена, когда были древние греки, а может и древнее, был монастырь с монахами виноделами. Купив в монастыре монастырского вина на вечер, утолив жажду виноградным квасом, а голод - шахтерским «тормозком» (бутербродом с колбаской и кусочком сала) с ялтинским лучком в прикуску, группа отправилась в Качинскую долину по направлению Алимовой балки.
         Через переход мы были у входа в Алимову балку, вокруг цвели яблони, где-то кукарекали фазаны, вдруг откуда не возьмись пробежал зайка. Это был не бред уставшего человека, а наблюдения РукПоха - охотника. Раиска Мняю была полна бодрости и рассказывала папке сказку про лесных зверей, как раз к окончанию сказки, подъем по тропе по левому склону по ходу балки выпалаживался и группа вышла к стоянке «Алимова балка» - стоянки среди осколков скал и заросших плющем деревьев.

День 3. Древняя столица Крымского ханства – Бахчисарай.

Итак, воскресенье. Пасха. Верующие спозаранку тянутся в монастырь праздновать этот прекрасный добрый праздник весны, тепла и возрождения.
Утром был завтрак и куличи. После, часть группы отправилось ознакомиться с прелестями Ханского дворца, часть отправилась в пещерный город Чуфут-Кале. РукПох в гордом одиночестве двинул встречать Дюну и закупить часть продуктов до Родниковского.
Бахчисарай – это лабиринт скальных оврагов. В широкой долине меж высоких скал расположился старый город. В сердце этого города находится Ханский дворец, жемчужина Крыма, дворец не похожий ни на один дворец мира: тень деревьев, прохлада, удивительные фонтаны, тонкость и изящество Востока – вот вкратце что такое Ханский дворец.
РукПох, затарившись крамом, встретив Дюну и остатки группы около Ханского дворца, устремился в глубь долины, которая сузилась в скальное ущелье Кучук-Ашлама. В самом узком месте ущелье вправо по ходу уходит Иосафатовой долиной. Здесь долгое время в средние века кипела общественная жизнь Бахчисарая. В долине и по сей день живет Свято-Успенский православный пещерный монастырь. Интересен тот факт, что выходцы из этой долины переселились в Приазовье, на территорию нынешнего Мариуполя. Это для РукПоха было настоящим открытием, как для переселенца.
В верховьях долины она задваивается на 2 оврага. В правом овраге по ходу располагается источник Газы-Мансур, источник назван так именем в честь мусульманского святого дервиша, по другой легенде в честь татарского военачальника, который погиб при взятии крепости Чуфут-Кале. В левом овраге по ходу движения располагается кладбище караимов, загадочного еврейского народа, изгнанного из Палестины собратьями. Каким образом они оказались в Крыму, для РукПоха было загадкой, так как в современных условиях переселение вполне комфортная процедура, сел на поезд, авто, самолет и переселяйся куда хочешь. А вот в древние времена — это весьма сложно, ведь на всем протяжении этого долгого пути тебя встречают разные люди, не всегда мирные и которые от тебя чего требуют. И очень сложно сберечь свои обычаи и корни, караимам долгое время это удавалось делать.

Татары, славяне, караимы, армяне, аланы, готы – народы, которые долгое время жили в Бахчисарае, это своеобразный средневековый мегаполис, в котором долгое время сосуществовали целые народы. Удивительно, а еще приятно, то что доказательство этого можно увидеть в городе садов в древней столице Крымского ханства – Бахчисарае.
Все участники воссоединились с группой. Что ж пора двигаться дальше.

День 2. Теперь мы с гитарой. Встреча «старых» друзей.
4:00. РукПох вышел из вагона на станции «Днепр», стоянка долгая, поэтому можно было встретить брата и его команду. На перроне пустынно, брат Рукпоха должен был подсесть в соседний с РукПохом вагон, но никого не было. Он подошел к ступенькам подземного перехода и услышал в переходе, какую-то суетливую болтовню детей и взрослых.
Это были они:
ЕвПос – брат РукПоха, руководитель второй подгруппы нашего похода.
Тиша – жена ЕвПоса, опытная туристка, ответственная в походе за ориентирование на местности, так как единственная профессиональная ориентировщица в нашем походе. За ориентацию в походе мы были спокойны.
Гор (6 лет) и Сонита (4 годика) – сын и дочь ЕвПоса и Тиши. Опытные туристы, знают, чем черника от малины отличается, где орографически правый берег у реки.
Ан – турист-самолет – мощный, легкий и очень громкий, когда смеется и шутит. По горам не ходит, а летает.
Максус (4 года) – сын Анов, в первый раз пошел в поход, но уже с рюкзаком и со свистком, чтобы Ан далеко не улетал.
Встреча была теплой, ЕвПос вручил РукПоху гитару, теперь мы были не просто группа туристов, а группа кочующих «кобзарей».
На границе как всегда скучно и уныло. Народу на майские тьма, вместо полутора часов проходили три с половиной. На той стороне как обычно все злые, навесов нет, система висит, чиновники грубят.
Детвора выдержала, игра «Шла собака по ролялю» не раз нас спасала.
После границы сели на микроавтобус и рванули, если есть на свете рай – это Бахчисарай. К нам уже присоединилась Ниша – туристка из группы ЕвПоса, опытная майская туристка, также как в мае появляются майские жуки, у майских туристов также раз в году появляется безудержное желание пойти в поход.
Приехали вечером около 7-8 часов, Свято-Успенский монастырь готовился к Пасхе. В трапезной монастыря готовили пасхальный куличи. Мы прошли мимо монастыря, и в ожидании встречи других участников из:
Энжи – суперопытная туристка, была на Алтае.
Алекс – муж Энжи, опытный турист, старается по опыту и «скилсам» догнать Энжи.
Паулюс (5 лет) и Элис (3 года) – дети Энжи и Алекса – туристы-новички. Мама и папа пообещали детям море, но как выяснилось поход и море это разные вещи, короче, дети весь поход нам это вспоминали, ну а мы со своей стороны пытались детишкам подсунуть мореимитаторы – ручьи, купели, реки, водопады.
ФотоПох – опытный турист, профессиональный фотограф, одноклассник РукПоха. Как говорится сколько лет, сколько зим, РукПох не виделся с ФотоПохом.
Элли – туристка-новичок, дочь ФотоПоха, человек-позитив, улыбка до ушей, любительница море-продуктов, особенно крабов.
На стоянке Газы-Мансур было не многолюдно. Вдалеке я сразу заприметил силуэт Энжи, и тут началось крики, целовашки, обнимашки. Все смешалось в один сплошной гул.
Короче, встретились. Завтра нужно встретить Дюну (туристку-новичка, давно хотела пойти с нами в горы, и вот этом миг настал, но завтра). Поэтому газ, квас, Дюк порадовал настойками.
Ну вот мы и в горах!!!!

День 1Побег от суеты.
Итак, вот и наступил день отъезда - момент истины двух недельной подготовки к походу, уточнению количества участников, пересчету меню и закрытию дел на работе.
РукПох в этот день был собран как никогда, ведь вместе с ним шла все его семья: НиПа, малышки Вирочка Вывирчук (6 лет) и Раиска Мняю (3,5 года). Но вот и всё, рюкзаки собраны, в этом году, Вирочка несет свой спальник, а Раиска без рюкзака, но должна пройти ножками весь поход.
Погрузившись в 8 местный бус, забрав Арта и его семью: Вики и Дару, мы отправились в Киев, а затем в Белую Церковь. Въехав в Киев, поняли, что такое суета в чистом виде. Все куда-то бегут, что-то продают, куда-то едут – одним словом: муравейник. И как выяснилось суета имеет обратную сторону, это пробки, необязательность людей, отсутствие движения по графику (плану).
Мы опаздывали на поезд. За час до прибытия поезда в Белую Церковь мы были только на Теремках. Забрав ДюКа с его рюком, мы двинулись в путь, только бы все было хорошо!
Но неожиданно GPRS (это GPS – навигатор, который «брешит»), который был у водителя буса начал «чудить», постоянно направляю автобус с трассы Е-95 в какие-то дальние дали:
«Снова в ночь летят дороги
День просвет менять
Кому чья, а мне досталась
Трасса Е-95»
Итог, за 5 минут до прибытия приехали на жд вокзал Белой Церкви. С посадкой в поезд суета осталась за окном.

О нас.
 Характеристика РукПоха:
            Когда в походе спрашивали у нас: "Откуда вы, ребята?".
            Мы после непродолжительной заминки отвечали с улыбкой: "Из Донецка!".
            Хотя по разным причинам, мы на данный момент в большинстве своем не живем в Донецке, все равно душой мы там и оттуда. С этого города начинался мой "серьёзный" туризм, который из пешеходного плавно перешёл в горный, а теперь в пеший.
            Меня зовут РукПох - типичный руководитель горных походов, в данном случае группы туристов и детьми, и не только.
Группа:
НиПа - жена РукПоха, опытный турист, завхоз, потому что жена РукПоха.
Арт – опытный турист, очень любит горы.
Вирочка Вывирчук и Раиска Мняю– дочки НиПы и РукПоха, опытные туристки, знают с какой стороны света растет мох.
ДюК - турист-бушкрафтер, потому что выживает на природе.
ВиКи – первая туристка-матрасник, жена Арта, очень любит горы, но больше гор любит только море. Волею судьбы готовила вкуснейшие борщи в походе, в первый ходовой день обещала после этого похода больше с РукПохом не ходить (шутка это или нет, РукПох так и не понял).
Дара – дочь Арта и Вики, очень любит красоту гор, романтичная натура, потому что любит горы и читать книги.

По мере добавлений участников по ходу похода, будем добавлять описание.