День 6. Дай лапу друг или пёсик по кличке Мангуп.
Отчет о пешем походе 3 ст. сложности "Бахчифорос", май 2019 г.
Для тех, кто любит походные байки:
Фотографы: Вирочка Вывирчук, ЕвПос, ФотоПох(http://SergeyGovorov.ru)
Для тех, кто любит походные байки:
Фотографы: Вирочка Вывирчук, ЕвПос, ФотоПох(http://SergeyGovorov.ru)
День 6. Дай лапу друг или пёсик по кличке Мангуп.
Пещерное убежище понравилось всем
участникам, особенно Энжи. Так как на месте родничка монахи сделали полноценную
купель, и Энжи, окунувшись в святую воду, очистилась и душой, и телом. Кроме
это, место ночевки было сухое и очень теплое, так как скалы, нагревшись днем на
солнышке, затем всю ночь отдавали свое тепло нам, пещерным обитателям.
На завтрак было не помню что, но что-то
очень вкусное. Скорее всего это была МОЛОЧНАЯ СОПЛИСТАЯ ОВСЯНАЯ КАША. Особенно
кашка понравилась нашему новому участнику.
Еще с Алимовой балки к нашей группе
присоединился пёсик, маленький мохнатый комок блондинистой шерсти с выдвинутой
вперед нижней челюстью. Детям, а особенно Вики и Даре необычайно понравился
этот друг человека. Такое отношение к нему было не у всех в группе, РукПох
сразу не взлюбил этого маленького друга, может быть он видел в нем конкурента,
так как пёсик лучше него знал здешние тропы, да и ночью пёс лучше охранял
лагерь, чем храпун РукПох. Кроме этого это был еще один рот в походе и если
раньше добавка пайки доставалась, в том числе и РукПоху, то теперь в походе
настали «голодные» деньки. Группа решила оставить пса и РукПоху пришлось
смириться с мнением группы.
Кроме Энжи, мне показалось, что данное
место очень понравилось Даре. Тихое спокойное место, с красивыми закатами и
восходами. Место, где безжизненные скалы стремительно обрываются вниз к жизни,
к зеленым зарослям оврагов. Такую картинку Дара наблюдала, сидя на скамейке у
монастыря и читая книгу. Как это прекрасно, иногда посидеть в тишине и почитать
что-нибудь интересненькое.
Но поход – это движение вперед. И в
11-00 группа во всеоружии выдвинулась на плато горы Бурун-Кая (пер. Скальный
Мыс) и двинули в направлении горы Узун-Тарла (пер. Длинное поле) или Сфинксов
Каралезской долины (почему сфинксы, как увидите своими глазами, поймёте).
Группа РукПоха шла одна, так как группа ЕвПоса ночь провела в оврагах под
Челтер-Кобой, с прошлого дня их не было видно, но ЕвПос - опытный руководитель
походов, значит скоро группы объединятся. В районе пересечения оврага
Фындыклы-Дере (пер. Ореховая балка), именно во время фотосессии и подоспела
группа ЕвПоса. Наконец-то группы могут сфотографироваться вместе.
Далее шла «легендарная» тропа «Семикилометров».
Если Мексиканка будет читать эти строки, она обязательно вспомнит, как РукПох с
ФотоПохом лет 15 назад по этим оврагам водили радиальные туры школьников, тогда
самый популярный вопросы был: «РукПох, долго еще идти?». А ответ был всегда с
юморцой и злорадством: «Ребята, уже рядом, осталось 7 км!!!».
Но не прошло и 2 км, как мы миновали
длинное поле, на котором была ромашковая полянка, и вышли на верхнюю тропу Каралезской
долины, которая выводит прямо на туристскую стоянку «Мангуп».
Поселившись на стоянке «Мангуп»,
ЕвПос с группой решили после перекуса сходить радиально в пещерный город Мангуп
(пер. Разгромленная крепость). И наконец-то для себя решить кто построился эту
крепость, зачем, кто в ней жил и почему она называется «разгромленной».
Группа РукПоха осталась придумывать
песику кличку, это не порядок, бегать этому мохнатому псу по лагерю и на свист
откликаться, как неприличной девочке. В итоге, посмотрев на скальные мысы
Баба-Дага (пер. Отчая гора), и на зубы пса, решили назвать его Мангупом.
Во-первых, Мангуп – мужское имя, а пёсик вроде как кобелёк. Во-вторых, вид у
пса был немного потрёпанный, ну прям как мангупская цитадель. И в-третьих,
глядя на нижнюю челюсть Мангупа, понимаешь, что перед тобой план города: вот
тебе и Чамны-Бурун (пер. Сосновый мыс) и Чуфут-Чеарган-Бурун (пер. Мыс, куда
созвали караимов), а за ними Элли-Бурун (пер. Ветреный мыс) и Тешкли-Бурун (Дырявый
мыс).
Но хочу сказать по секрету Мангуп
все равно на кличку не отзывался, поэтому освистывали его по-старинке.
День 5. Пещерные люди.
Предрассветные сумерки. Тревожный
крик ночных обитателей Алимовой балки постепенно умолк, на смену пришли трели
«райских» весенних птиц.
«Я в Раю?» - спросил себя РукПох,
открыв утром глаза.
«Подъем, несем тарелки и кружки,
лежибоки!» - донеслось откуда-то извне.
«А, точно, я в походе.» - подумал
РукПох.
Группа поднялась довольно быстро.
Сборы и вот разбойники Алимовой балки готовы к выходу. В четверть одиннадцатого
группа РукПоха выдвинулась вперед на плато г. Топчи в направление скалы
Кубышка. Группа ЕвПоса выдвинулась чуть позже, но темп их группы был немного
выше, так как средний возраст юных туристов в данной группе был на один годик
больше, а это в масштабах гор – показатель.
Вирочка Вывирчук в этот день собралась
быстрее всех детей в группе РукПоха и даже некоторых взрослых. Это был ее
третий серьезный поход по Крыму в ее-то шесть с лишним лет.
Вместе с Нипой Вирочка с рюкзачком,
в котором был ее спальный мешок, шла довольно быстро, не отставая от группы. На
шее у нее висел старенький фотоаппарат, который ей родители подарили, чтобы
Вирочка могла фоткать все, что ей понравится.
Чик – скала Аледин-Акай-Кая.
Чик – РукПох с Раиской Мняю.
Чик – Нипа с рюкзаком.
Вот так юный фотожурналист,
по-немецки Шрайбикус, делала свой фоторепортаж.
Выйдя к развилке Лес Касле-Перевал
Тиберти-Алимова балка группы ЕвПоса и РукПоха двигались друг за дружкой. Через
Змеиную балку группы спустились в долину реки Бельбек. Далее у села Большое Садовое
(Кучук-Сюйрен) группы перекусили тем, что Бог дал и завхоз.
Кучук-Сюйрен в переводе означает
малый осколок скалы. Село находится у подножья трех мысов, обрывающихся
отвесными скальными обрывами вниз. На самом крайнем мысе (самый близкий к реке)
сохранились средневековые укрепления и руины башни Сюйренской крепости, в балке
между вторым от реки Бельбек и третьим мысом находится восстановленный древний пещерный
монастырь Святого Феодора Стратилата или Челтер-Коба (в переводе
Пещера-Решетка).
После обеда забрели по дороге в
магазин, по хлеб, по мороженое детям и за прочей провизией.
Далее двинули в сторону Челтер-Кобы,
так как в данной местности вода была только там. Встретив пару групп
туристов, а также лжетуристов, которые напились пива возле магазина, опустили
руки, ноги и рюкзаки. Достали свои телефоны и вызвали такси до Мангупа и на нем
укатили. Это было весело наблюдать.
Через переход мы вышли к
Челтер-Кобе, пройдя монастырь, полюбовавшись пейзажами, мы обогнули через
родник овраг и разбили бивуак на ровных площадках внутри небольшого грота, так
мы из туристов превратились в пещерных людей. Место конечно красивое, но за
детьми глаз да глаз, так как рядом с гротом были обрывистые склоны оврага.
День 4. Папа! я устала.
Первый пешеходный день. Утро ясное,
Вики, Арт и Дара приготовили походный завтрак. Наши жители Иосафатовой
долины с хмурыми лицами повылазили из палаток. Было тяжело одолевать утренние
горы в тарелках, но рубеж взят, особенно детворой. Горячий чай и кофе
окончательно развеял дремоту, лагерь начал скручиваться в рюкзаки. В 10-00 были
все собраны.
Глец-Гоу. И караван побрел на
Качи-Кальон.
На источнике Газы-Мансур пополнили
запасы воды, так как до самого Качи-Кальона воды не ожидалось. РукПох и Раиска
Мняю шли вместе, рассказывая всякие истории. Их постепенно обогнала вся группа,
кроме Энжи и Элис. Поднявшись на плато, группа взяла курс на турстоянку
Бешик-Тау. Через один переход дошли по стоянки, тут РукПох вспомнил как на этой
стоянке в 1998 года собака украла у группы кусок сала, сейчас не те собаки
пошли, да и сало не то.
На горизонте появились они – группа
ЕвПоса. Все бодряком, Ван, Максус, Гор и Сонита расплылись в улыбках. Теперь
только путь вперед, назад дороги нет.
РукПох оттрубил подъем и группа
двинула вперед по плато. Слева по ходу движения виднелся островок Тепе-Кермена
– древнего пещерного города на вершине скальной горы, по одной легенде это была
то ли крепость, то ли монастырь, но известно, что в одной из пещер есть
сохранившийся храм Готов. Каким образом готы оказались здесь, и зачем они
пришли в Крым, никто не знает, но загадка на то она и загадка, чтобы
когда-нибудь отыскать ключ к разгадке.
Папа! я устала. Раиска от
монотонности заскучала. Благо есть у нас друзья: Бременские музыканты,
Крокодил Гена с Чебурашкой, Антошка, Кораблик Чижык, они впоследствии не раз
нас выручали.
Тем временем минули овраг,
разделяющий плато Караул-Тепе и Кыз-Кермен. Кыз-Кермен (девичья крепость) –
плато напротив Тепе-Кермен, когда-то здесь было поселение, это был сторожевой
пост, охранявший торговый путь из Херсонеса в Тмутаракань.
Через 2 перехода после Бешик-Тау
группа начала играть с РукПохом в игру «растянуться, пока кто-нибудь не
потеряется». В итоге договорились останавливаться и собираться возле крупных
развилок, а на мелкие тропинки и дорожки не сворачивать.
К обеду группа вышла к Скиту
Анастасии Узорешительницы, пещерному монастырю вблизи Качи-Кальона. Качи-Кальон
– это пять естественных гротов в скальной стене каньона реки Кача. Здесь еще в те
времена, когда были древние греки, а может и древнее, был монастырь с монахами
виноделами. Купив в монастыре монастырского вина на вечер, утолив жажду
виноградным квасом, а голод - шахтерским «тормозком» (бутербродом с колбаской и
кусочком сала) с ялтинским лучком в прикуску, группа отправилась в Качинскую
долину по направлению Алимовой балки.
Через переход мы были у входа в Алимову балку, вокруг
цвели яблони, где-то кукарекали фазаны, вдруг откуда не возьмись пробежал
зайка. Это был не бред уставшего человека, а наблюдения РукПоха - охотника.
Раиска Мняю была полна бодрости и рассказывала папке сказку про лесных зверей,
как раз к окончанию сказки, подъем по тропе по левому склону по ходу балки выпалаживался
и группа вышла к стоянке «Алимова балка» - стоянки среди осколков скал и
заросших плющем деревьев.День 3. Древняя столица Крымского ханства – Бахчисарай.
Итак, воскресенье. Пасха. Верующие
спозаранку тянутся в монастырь праздновать этот прекрасный добрый праздник
весны, тепла и возрождения.
Утром был завтрак и куличи. После,
часть группы отправилось ознакомиться с прелестями Ханского дворца, часть
отправилась в пещерный город Чуфут-Кале. РукПох в гордом одиночестве двинул
встречать Дюну и закупить часть продуктов до Родниковского.
Бахчисарай – это лабиринт скальных
оврагов. В широкой долине меж высоких скал расположился старый город. В сердце
этого города находится Ханский дворец, жемчужина Крыма, дворец не похожий ни на
один дворец мира: тень деревьев, прохлада, удивительные фонтаны, тонкость и
изящество Востока – вот вкратце что такое Ханский дворец.
РукПох, затарившись крамом, встретив
Дюну и остатки группы около Ханского дворца, устремился в глубь долины, которая
сузилась в скальное ущелье Кучук-Ашлама. В самом узком месте ущелье вправо по
ходу уходит Иосафатовой долиной. Здесь долгое время в средние века кипела
общественная жизнь Бахчисарая. В долине и по сей день живет Свято-Успенский православный
пещерный монастырь. Интересен тот факт, что выходцы из этой долины переселились
в Приазовье, на территорию нынешнего Мариуполя. Это для РукПоха было настоящим
открытием, как для переселенца.
В верховьях долины она задваивается
на 2 оврага. В правом овраге по ходу располагается источник Газы-Мансур, источник
назван так именем в честь мусульманского святого дервиша, по другой легенде в
честь татарского военачальника, который погиб при взятии крепости Чуфут-Кале. В
левом овраге по ходу движения располагается кладбище караимов, загадочного
еврейского народа, изгнанного из Палестины собратьями. Каким образом они
оказались в Крыму, для РукПоха было загадкой, так как в современных условиях
переселение вполне комфортная процедура, сел на поезд, авто, самолет и
переселяйся куда хочешь. А вот в древние времена — это весьма сложно, ведь на
всем протяжении этого долгого пути тебя встречают разные люди, не всегда мирные
и которые от тебя чего требуют. И очень сложно сберечь свои обычаи и корни,
караимам долгое время это удавалось делать.
Татары, славяне, караимы, армяне, аланы,
готы – народы, которые долгое время жили в Бахчисарае, это своеобразный
средневековый мегаполис, в котором долгое время сосуществовали целые народы.
Удивительно, а еще приятно, то что доказательство этого можно увидеть в городе
садов в древней столице Крымского ханства – Бахчисарае.
Все участники воссоединились с
группой. Что ж пора двигаться дальше.
День 2. Теперь мы с гитарой. Встреча «старых» друзей.
4:00. РукПох вышел из вагона на
станции «Днепр», стоянка долгая, поэтому можно было встретить брата и его
команду. На перроне пустынно, брат Рукпоха должен был подсесть в соседний с
РукПохом вагон, но никого не было. Он подошел к ступенькам подземного перехода
и услышал в переходе, какую-то суетливую болтовню детей и взрослых.
Это были они:
ЕвПос – брат РукПоха, руководитель
второй подгруппы нашего похода.
Тиша – жена ЕвПоса, опытная
туристка, ответственная в походе за ориентирование на местности, так как
единственная профессиональная ориентировщица в нашем походе. За ориентацию в
походе мы были спокойны.
Гор (6 лет) и Сонита (4 годика) –
сын и дочь ЕвПоса и Тиши. Опытные туристы, знают, чем черника от малины
отличается, где орографически правый берег у реки.
Ан – турист-самолет – мощный, легкий
и очень громкий, когда смеется и шутит. По горам не ходит, а летает.
Максус (4 года) – сын Анов, в первый
раз пошел в поход, но уже с рюкзаком и со свистком, чтобы Ан далеко не улетал.
Встреча была теплой, ЕвПос вручил
РукПоху гитару, теперь мы были не просто группа туристов, а группа кочующих
«кобзарей».
На границе как всегда скучно и
уныло. Народу на майские тьма, вместо полутора часов проходили три с половиной.
На той стороне как обычно все злые, навесов нет, система висит, чиновники
грубят.
Детвора выдержала, игра «Шла собака
по ролялю» не раз нас спасала.
После границы сели на микроавтобус и
рванули, если есть на свете рай – это Бахчисарай. К нам уже присоединилась Ниша
– туристка из группы ЕвПоса, опытная майская туристка, также как в мае
появляются майские жуки, у майских туристов также раз в году появляется безудержное
желание пойти в поход.
Приехали вечером около 7-8 часов, Свято-Успенский
монастырь готовился к Пасхе. В трапезной монастыря готовили пасхальный куличи.
Мы прошли мимо монастыря, и в ожидании встречи других участников из:
Энжи – суперопытная туристка, была
на Алтае.
Алекс – муж Энжи, опытный турист,
старается по опыту и «скилсам» догнать Энжи.
Паулюс (5 лет) и Элис (3 года) –
дети Энжи и Алекса – туристы-новички. Мама и папа пообещали детям море, но как
выяснилось поход и море это разные вещи, короче, дети весь поход нам это вспоминали,
ну а мы со своей стороны пытались детишкам подсунуть мореимитаторы – ручьи,
купели, реки, водопады.
ФотоПох – опытный турист,
профессиональный фотограф, одноклассник РукПоха. Как говорится сколько лет,
сколько зим, РукПох не виделся с ФотоПохом.
Элли – туристка-новичок, дочь
ФотоПоха, человек-позитив, улыбка до ушей, любительница море-продуктов,
особенно крабов.
На стоянке Газы-Мансур было не
многолюдно. Вдалеке я сразу заприметил силуэт Энжи, и тут началось крики,
целовашки, обнимашки. Все смешалось в один сплошной гул.
Короче, встретились. Завтра нужно
встретить Дюну (туристку-новичка, давно хотела пойти с нами в горы, и вот этом
миг настал, но завтра). Поэтому газ, квас, Дюк порадовал настойками.
Ну вот мы и в горах!!!!
День 1. Побег от суеты.
Итак,
вот и наступил день отъезда - момент истины двух недельной подготовки к
походу, уточнению количества участников, пересчету меню и закрытию дел
на работе.
РукПох
в этот день был собран как никогда, ведь вместе с ним шла все его
семья: НиПа, малышки Вирочка Вывирчук (6 лет) и Раиска Мняю (3,5 года).
Но вот и всё, рюкзаки собраны, в этом году, Вирочка несет свой спальник,
а Раиска без рюкзака, но должна пройти ножками весь поход.
Погрузившись
в 8 местный бус, забрав Арта и его семью: Вики и Дару, мы отправились в
Киев, а затем в Белую Церковь. Въехав в Киев, поняли, что такое суета в
чистом виде. Все куда-то бегут, что-то продают, куда-то едут – одним
словом: муравейник. И как выяснилось суета имеет обратную сторону, это
пробки, необязательность людей, отсутствие движения по графику (плану).
Мы
опаздывали на поезд. За час до прибытия поезда в Белую Церковь мы были
только на Теремках. Забрав ДюКа с его рюком, мы двинулись в путь, только
бы все было хорошо!
Но неожиданно GPRS (это GPS –
навигатор, который «брешит»), который был у водителя буса начал
«чудить», постоянно направляю автобус с трассы Е-95 в какие-то дальние
дали:
«Снова в ночь летят дороги
День просвет менять
Кому чья, а мне досталась
Трасса Е-95»
День просвет менять
Кому чья, а мне досталась
Трасса Е-95»
Итог, за 5 минут до прибытия приехали на жд вокзал Белой Церкви. С посадкой в поезд суета осталась за окном.
О нас.
Характеристика РукПоха:
Когда в походе спрашивали у нас: "Откуда вы, ребята?".
Мы после непродолжительной заминки отвечали с улыбкой: "Из Донецка!".
Хотя
по разным причинам, мы на данный момент в большинстве своем не живем в
Донецке, все равно душой мы там и оттуда. С этого города начинался мой
"серьёзный" туризм, который из пешеходного плавно перешёл в горный, а
теперь в пеший.
Меня зовут РукПох - типичный руководитель горных походов, в данном случае группы туристов и детьми, и не только.
Группа:
НиПа - жена РукПоха, опытный турист, завхоз, потому что жена РукПоха.
Арт – опытный турист, очень любит горы.
Вирочка Вывирчук и Раиска Мняю– дочки НиПы и РукПоха, опытные туристки, знают с какой стороны света растет мох.
ДюК - турист-бушкрафтер, потому что выживает на природе.
ВиКи
– первая туристка-матрасник, жена Арта, очень любит горы, но больше гор
любит только море. Волею судьбы готовила вкуснейшие борщи в походе, в
первый ходовой день обещала после этого похода больше с РукПохом не
ходить (шутка это или нет, РукПох так и не понял).
Дара – дочь Арта и Вики, очень любит красоту гор, романтичная натура, потому что любит горы и читать книги.
По мере добавлений участников по ходу похода, будем добавлять описание.
Комментарии